Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
12 août 2008

США и Грузия недооценили российскую

США и Грузия недооценили российскую решительность. Казахстан, похоже, тоже

    «США и Грузия недооценили российскую решительность» - статья под таким заголовком появилась сегодня в газете «The Washington Times». Такой вывод, в общем-то, ввиду складывающейся сейчас на театре военно-политических действий ситуации напрашивается в первую очередь. Но, говоря о недооценке американцами и грузинами русской решительности нынешнем этапе, мы вправе обратить внимание на то, что, похоже, такая недооценка была допущена и Казахстаном. Имеется в виду - официальной Астаной.

Казахстан долгое время остававшийся самой безропотной перед Москвой постсоветской республикой за последние годы стал предпринимать такие шаги, которые идут вразрез с долговременными интересами России. Причем речь идет тут о вопросах не столько с экономическим, сколько с политическим подтекстом.

     Так, к примеру, чем хуже складывались отношения между Тбилиси и Москвой, тем больше политико-экономической поддержки грузинскому руководству оказывала Астана. Поддерживая его, казахстанское руководство фактически оказывает услугу Западу. И, прежде всего, – США. Впрочем, это и не только не скрывается, но и открыто признается. В том числе – и самими американцами.

     Вашингтон проявлял выдающиеся усилия, чтобы «помочь Грузии прорвать энергетическую зависимость от России», и при этом делал большую ставку, как сказал заместителя госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Стивен Манн, на Казахстан как на «ключевого союзника США в регионе». Об этом сказано в опубликованном на сайте «Eurasianet» материале - «Washington wants to help Georgia break its energy dependence on Russia» - Джошуа Кучеры.

     Другими словами, Казахстан используется и используется как инструмент для ослабления давления России на Грузию. США открыто и недвусмысленно использовал его против Москвы как орудие в своей политической игре в закавказском направлении. А Казахстан – это тоже надо непременно отметить – столь же открыто и недвусмысленно давал себя использовать в таком качестве. И при этом наша страна имеет договор о стратегическом партнерстве и вечной дружбе с Россией.

     На что же при этом надеялась Астана? Видимо, на то, что России не хватить решительности как-нибудь взять и перейти активным контрдействиям. Но ведь она не могла бесконечно оставаться пассивной при продолжающемся наступлении на свои интересы.  Как-нибудь она должна была собраться и начинать реагировать. Что, собственно, теперь и произошло. Но чего же она добивается? Об этом Ариэль Коэн из «Херитидж Фаундейшн» в опубликованной сегодня в газете «The Washington Times» статье «Georgia clash imperils Europe's fuel flow» говорит так: «Русский медведь пытается перекрыть жизненные энергетические артерии «восток-запад» на Кавказе, особенно нефтепровод БТД и газопровод».

     Тут уместно, наверное, вспомнить, что наша страна выразила готовность поставлять для того же нефтепровода БТД от 20 до 30 миллионов тонн нефти ежегодно и уже осуществлять строительство трубопроводной ветки Ескене-Курык, нужной для этой цели. И еще. В 2005 году Казахстан заключил с Грузией соглашение о поставках в эту республику 2 миллиардов кубометров газа ежегодно в течение 10 лет. В 2006 году наша страна, по свидетельству американского правительственного источника «Energy Information Administration», собиралась покрыть своими поставками 87,5 процентов всей потребности Грузии в «голубом топливе».

     Еще казахстанский «КазТрансГаз» купил, как в марте 2006 года в прессе объясняли представители этой национальной компании, по прямому указанию политического руководства страны «Тбилгаз», где износ основных фондов достиг 90 процентов, за 12,5 миллиона долларов. Кстати, грузинское руководство, начиная с 2001 года, многократно выставляло на продажу газораспределительную компания своей столицы, но покупателей не нашлось. А вот Казахстан не только купил ее и не только обязался находить для нее газ, но и еще за 2 года вложил 45 миллионов долларов инвестиции на модернизацию.

     Одним словом, Казахстан, зачастую в ущерб себе, помогла Грузии пережить энергетическое давление России. 

     И при этом наша страна имеет договор о стратегическом партнерстве и вечной дружбе с Россией. Аналогичного договора с Грузией она не имеет. Зато считается «стратегическим другом» Америки по выведению Грузии «из-под энергетической зависимости от России». Последнее в закавказском направлении казахстанской внешней политики, по всей видимости, перевесило все остальное, что связано с обязательствами перед Россией как, судя по договорам, главным союзником.

     Казалось бы, одно исключает другое. Но в казахстанском случае эти две взаимоисключающие реальности уже достаточно длительное время спокойно сосуществуют. И ничего. Но продолжаться без конца такое, разумеется, не могло. Потому что по норме вещей одно действительно исключает другое. Сохранялась же ситуация без изменения постольку, поскольку Россия еще не собралась поставить Казахстан перед жестким выбором. Но она это рано или поздно сделает. 

     Тем более, что и в восточном направлении нечто не очень приемлемое для Москвы. Там Казахстан с Китаем уже вошел в столь тесные отношения, что вот-вот будет поставлен под вопрос роль России в качестве главного стратегического партнера нашей страны.

     Но по инерции и сложившейся давно традиции или даже, может быть, привычке продолжает считаться по обе стороны казахстанско-российской границы, что наши страны является самыми лучшими и самыми близкими друзьями. Но в действительности близости с годами остается все меньше и меньше.

Марал САЛЫКЖАНОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité