Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
30 octobre 2008

«EURASIANET» (НЬЮ-ЙОРК): КАЗАХСТАН: «РАХАТГЕЙТ»

«EURASIANET» (НЬЮ-ЙОРК): КАЗАХСТАН: «РАХАТГЕЙТ» ПРОДОЛЖАЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ АСТАНУ

Когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев решил покончить с политическими амбициями своего на тот момент еще зятя, он преследовал цель укрепить стабильность, положив конец внутриполитической клановой борьбе, и прекратить спекуляции на тему своего преемника на президентском посту. Однако полтора года спустя дело Рахата Алиева по-прежнему у всех на устах, а политическая возня в Астане не утихает.

Недавно произошедшее нападение на одного из соратников Алиева и сообщения о том, что ряд известных казахстанских деятелей стали фигурантами уголовных расследований, имеющих, по широко распространенному мнению, непосредственное отношение к так называемому скандалу "Рахатгейт", стали весьма нежелательной рекламой для назарбаевской администрации.

По словам соратника и бывшего начальника Алиева по Комитету национальной безопасности, Альнура Мусаева, 22 сентября в Вене на него напали четверо вооруженных людей, говоривших по-русски. Это нападение, цель которого остается неясной, было осуществлено довольно небрежно, и Мусаев сумел выбраться из переделки живым и здоровым, а вот его переводчик был ранен. Теперь проживающим в добровольном изгнании в Вене Мусаеву и Алиеву, в этом году на заочных процессах в Казахстане найденным виновными в попытке насильственного захвата власти, похищения и хищений, придана специальная полицейская охрана. Австрийские правоохранительные органы ведут расследование.

Нападение ан Мусаева побудило Алиева произвести новый залп в рамках развернутой им пропагандистской кампании против назабаевской администрации. 6 октября в интервью австрийскому журналу "Профиль" он сообщил, что президент Казахстана объявил за его голову награду в 10 млн. долларов. После инцидента 22 сентября некоторые западные СМИ писали об Алиеве и Мусаеве с сочувствием, а вот некоторые газеты и вещательные компании Казахстана отнеслись к якобы имевшему место нападению на Мусаева с явным презрением. "Кровь или блеф?", – задается вопросом газета "Время". Авторы многих публикаций отмечают, что нападение произошло вскоре после того, как родственники жертв похищений, в которых обвиняется Алиев, предприняли новую кампанию по его экстрадиции. Австрия отказывается удовлетворить запрос об экстрадиции Алиева, Мусаева и ряда других граждан Казахстана на том основании, что на родине им не гарантирован справедливый судебный процесс. Желая усилить нажим на казахстанское руководство, Алиев в своем блоге заявил, что некогда контактировавшие с ним люди задерживаются по обвинениям, имеющим политическую подоплеку. "Все больше людей, схваченных назарбаевской охранкой "за связь с Алиевым", якобы сидит под домашним арестом", – писал он 19 сентября, перечисляя некоторые имена, включая экс-главу национальной энергетической компании "КазМунайГаз" Серика Буркитбаева и адвоката Любовь Балмагамбетову. За многолетнее активное участие в инициированных Алиевым судебных процессах в казахстанских судах некоторые казахстанские газеты прозвали ее "адвокатом дьявола".

Как писали казахстанские СМИ, Буркитбаева, некогда возглавлявшего национальную компанию "Казахтелеком", допрашивают в связи с возникшими в отношении него подозрениями о том, что он предоставил Алиеву аппаратуру для прослушивания телефонных разговоров, с помощью которой тот получил нелицеприятные записи разговоров ведущих представителей казахстанских деловых и политических кругов. После того, как Алиев впал в немилость, эти записи регулярно стали всплывать в Интернете, сея замешательство в рядах казахстанской элиты.

В июле в следственном изоляторе КНБ повесился бывший руководитель Специальной информационной службы КНБ, занимавшейся прослушиванием телефонных разговоров. Генерал-майор Жомарт Мажренов проходил по делу о превышении служебных полномочий, также связанному с Алиевым, некогда занимавшим пост зампредседателя КНБ. Смерть Мажренова вызвала массу вопросов о том, как он вообще мог совершить самоубийство в таком тщательно охраняемом заведении.

Другой известной фигурой, ставшей фигурантом уголовного расследования, является Нартай Дутбаев. Как и Мусаев, Дутбаев некогда возглавлял КНБ, но подал в отставку, когда его подчиненные были найдены виновными в причастности к убийству лидера оппозиции Алтынбека Сарсенбаева. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Его уход с поста советника президента в минувшем месяце вызвал в СМИ волну предположений о его грядущем политическом падении, хотя Дутбаев, в прошлом один из главных сторонников Назарбаева, вскоре после этого был назначен на лакомую должность замглавы компании "Казатомпром".

Пресса Казахстана активно обсуждает возможные причины возбуждения уголовных дел в отношении этих высокопоставленных фигур. "Похоже, правоохранительные органы вышли из-под политического контроля Нурсултана Назарбаева и превратились в инструмент для сведения счетов между противоборствующими клановыми группировками", – писала газета "Республика" в номере от 26 сентября.

В этой обстановке КНБ выступил с заявлением о ходе расследований, которое вызвало больше вопросов, чем дало ответов. Обвинительный приговор в отношении Алиева поставил точку в его деле, говорилось в заявлении от 23 сентября, а лица, проходящие по уголовным делам, "привлекаются за совершение конкретных деяний, совершенных ими лично". Поименно КНБ их не называл и добавил, что "от комментариев по этим делам воздерживается".

Служба безопасности пошла на необычный шаг, решив отреагировать на выдвинутые Алиевым обвинения против назарбаевской администрации. "Провокационные рассуждения, измышления беглого преступника о неких "списках" будущих арестантов, похищениях и пытках людей абсолютно беспочвенны, – говорилось в документе. – Ничто и никто не сможет помешать укреплению стабильности и безопасности нашей страны". Оборонительный характер этого заявления и готовность вступить в публичную риторику с Алиевым наводит на мысль, что по меньшей мере некоторые из обвинений последнего нарушили душевный покой представителей администрации.

Заявление КНБ свидетельствует, что "Рахатгейт" по-прежнему оказывает влияние на внутриполитические события в стране. Он не только не помог сгладить политическое противоборство в Казахстане, устранив со сцены сильную, амбициозную и противоречивую фигуру, но, как снежный ком, повлек за собой целую серию уголовных дел, компрометирующих обвинений и контробвинений, которые могут преследовать Астану на протяжении еще долгого времени.

Джоанна ЛИЛЛИС

От редактора: Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité