Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
22 décembre 2008

Русские уходят. А кто же приходит вместо них?! За

Русские уходят. А кто же приходит вместо них?!

     За все время с момента обретения нашей страной государственной независимости, то есть в 1992-2007 годах доля русских в Казахстане сократилась с 37,0% до 25,6%, украинцев – 5,2% до 2,8%, немцев – с 4,7% до 1,4%, белорусов – с 1,1% до 0,6%.

     Если же говорить о численности, надо отметить, что общее количество граждан русско-славянского и в целом европейского происхождения, составлявшее в начале названного периода 8,1 млн. или почти половину всего тогдашнего населения Казахстана, к настоящему времени немного не дотягивает до 4,7 млн.

     То есть доля их всех вместе взятых сейчас  едва превышает 30-процентный уровень. При этом, как отмечают демографы, средний возраст русско-славянского и европейского населения страны высок – 45 лет. Тогда как средний возраст граждан Казахстана казахской национальности составляет 25 лет. Это позволяет предполагать, что русско-европейское население страны может продолжать ощутимо уменьшаться даже в том случае, если даже выезд его представителей в зарубежные страны вовсе прекратиться.

     Но, с другой страны, едва ли такой выездной поток в обозримом будущем иссякнет. Ничто не говорит о такой возможности.

     Хотя поток эмиграции в ту же Россию из Казахстана теперь уже не такой ощутимый, какой был, скажем, в середине 1990-ых годов, он, по всей видимости, остается все также заметным. И его главным образом, как и в прошлом, составляют представители русско-славянского и европейского населения республики. Текущая российская статистика учета вновь прибывших из бывших советских союзных республик в регионы федерации переселенцев указывает на численное лидерство выходцев из Казахстана. Таких также большинство среди потенциальных желающих перебраться из других стран СНГ и Прибалтики в края и области России.

     То есть, несмотря на, казалось бы, весьма благоприятную социально-политическую ситуацию в Казахстане в целом в среде здешних русских и представителей других европейских национальностей выездные настроения продолжают оставаться весьма ощутимыми. Причем некоторые люди соглашаются отправиться в Восточную Сибирь и Дальний Восток, что куда дальше от центральных районов России, чем Казахстан.

     Причины называются разные. Но, помимо всего прочего, русский человек попросту может тянуться к России. И обуславливается такая тяга не всегда поиском лучшей доли в материальном смысле.

     В программе вечерних новостей Первого российского телеканала от 23 марта нынешнего года был показан репортаж из Германии о русских людях, выехавших туда в начале 1990-ых годов и теперь собравшихся возвращаться обратно. Некоторые из них сумели там устроиться очень даже неплохо, имеют свое престижное даже по тамошним понятиям дело, но, тем не менее, они также собираются вернуться. И объясняют такое решение потребностью души, желанием того, чтобы их дети росли и становились русскими людьми.

     Примерно такое же объяснение своему решению выехать из Казахстана в Россию дают и переселенцы отсюда. Главный побудительный мотив: тут формируется уже иная, чем была прежде, этнокультурная среда и, соответственно, страна в целом также меняется. А также осознание того, что Казахстан больше таким, каким он был в прошлом двадцатом столетии, не станет. И что теперь эту страну ждет, должно быть, совсем иная судьба и иное будущее.

     Есть, видимо, причины и чисто экономического или, если угодно, материального порядка. И Россия, и Казахстан – теперь страны капитала. И тут есть схожесть. Это понятно. Но есть разница. Казахстан – страна, главным образом, иностранного капитала. Так сложилось. А Россия – страна преимущественно отечественного капитала. В этом смысле для русского человека, ясно осознающего свою принадлежность к великой нации и отнюдь без восторга воспринимающего превалирования иностранцев у него перед носом, его историческая родина также представляется более подходящей для дальнейшей жизни страной.

     Итак, казавшийся когда-то лишь гипотетически возможным массовый исход русско-славянского и в целом европейского населения из Казахстана состоялся. Но при этом они ударили бумерангом по самим казахам. Освободившись от значительной части русско-европейского населения, которая была (и даже сейчас, несмотря на ощутимые количественные и качественные потери, пока еще остается) ведущей интеллектуально-производственной силой и решающим фактором эволюционного развития, Казахстан утрачивает прежний облик и прежнюю уверенность в себе.

     А как же иначе, если при наличии сотен тысяч не занятых по-настоящему людей вполне трудоспособного возраста в казахстанских городах и особенно аулах сейчас поднимается вопрос о ввозе в страну в ближайшие годы специалистов в количестве одного миллиона человек?!  Если их приходится привлекать извне, значит, самим нам то, что предполагается возложить на такое огромное количество гастарбайтеров, уже не по силам? 

     Экономика, вон, сколько лет увеличивалась в объеме ежегодно в среднем на почти 10 процентов. Соответственно рос спрос на квалифицированную трудовую силу. Речь уже шла о дефиците в 1 млн. таких человек в ближайшие годы, и такую проблему предполагается решить за счет приглашения извне.

     А между тем, серьезным производительным трудом в реальном секторе экономики по-прежнему занята весьма невысокая доля представителей коренной национальности. Соответственно, высокие темпы роста экономики отражается на их в целом благополучии весьма опосредованно.

     Поэтому нет, думается, ничего удивительного в том, что большинство представителей коренного населения, испытывая сильнейшее разочарование от сложившейся в обществе за последние годы ситуации, вынуждено менять сложившиеся образ жизни и модель поведения. Тут еще многие влезли в огромные, с точки зрения их долговременной платежеспособности, кредитные долги. Сейчас, когда раскрутка всеобщей модели жизни в долг затормозилась, появились поводы для новых разочарований.

     Значительное сокращение показателей рождаемости среди казахов - прямое следствие всего этого процесса.  Они испытывают очень чувствительный стресс и предельно раздражены, полагая, что им незаслуженно осложняют жизнь.

     Хотя именно сейчас казахское население как раз начинает жить по своим возможностям и по своему разумению. Раз надо приглашать миллион человек рабочих рук из-за рубежа, имея сотни тысяч своих фактически безработных, значит, построенного уже социализма уже нет, а формирующийся капитализм будет строиться дальше силами в значительной степени других, уже новых приезжих людей.

     То есть ситуация примерно такая: значительная часть русских, с которыми ассоциировалось строительство социализма в Казахстане, уехала, теперь должно приехать немалое количество других приезжих извне, с которыми, предположительно, будет связываться задача дальнейшего строительства уже капитализма. Сами казахи в значительной своей части опять как бы остаются ни при делах при таком новом раскладе.

Кайрат АМРЕЕВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité