ЖЕНЩИНА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Фактор
ЖЕНЩИНА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Фактор самоутверждения женщин на высоких государственных постах обратит у нас на себя внимание широкой общественности, наверное, лишь тогда, когда должности, которых они станут добиваться, окажутся не меньше уровня, скажем, премьер-министра. Но прецедента этому нет ни в близких нам по культуре других государствах Центральной Азии, ни в родственном по духу России. Так что вряд ли стоит ожидать, что такое может произойти в достаточно скором времени.
Впрочем, Казахстан является все же восточной страной, и не надо, наверное, удивляться тому, что у нас взгляды публики на роль женщин в управлении государством и обществом продолжают оставаться соответствующими. То есть – достаточно консервативными. Такая консервативность может проявляться и в форме уделения недостаточно большого внимания даже к самому вопросу о том, сколько же женщин может или должно быть в системе высшей государственной власти. Или – через полное его игнорирование.
Куда больше внимания общественного мнения привлекает ситуация с простыми жещинами. Или же, говоря иными словами, - женский вопрос в целом как таковой. Перемены в этой сфере по сравнению с тем, что было в недавнее советское время, - просто разительны. Тут есть много такого, что сразу же бросается в глаза. Такого, от чего просто так не отвернешься и не отмахнешься. Одни наши соотечественницы сейчас преспокойно могут отправиться в Париж ради того, чтобы несколько обновить свой гардероб.
Другие – не могут обуть и одеть своих детей хотя бы настолько, чтобы те могли ходить в школу. Такая социальная поляризация касается, так или иначе, уже всей страны и всего общества. Так как она, в свою очередь, имеет отношение к детям, к будущему этой самой страны и этого самого общества.
Ф.Достоевский как-то сказал, что все блага на свете не стоят единственной слезинки ребенка. В этих словах заложена величайшая мудрость, универсальным образом определяющая смысл жизни для всего человечества. В советскую эпоху мы к вытекающему из нее правилу относились как к чему-то должному и обязательному для всех времен и посмеивались над такими транспарантными текстами, как «Спасибо тебе, Родина, за наше счастливое детство!». Но, к сожалению, они, эти времена, имеют свойство меняться, а вместе с ними - и нравы.
Теперь государство и общество меньше озабочено судьбой и будущим юных и молодых граждан. Определенно меньше. Потому что сейчас у нас уже другая социальная формация и другая иерархия ценностей. Казахи про такую ситуацию говорят: «Колда бар алтыннын кадiрi жок». На русский язык это можно перевести примерно так: «Что имеем, не ценим, а потерявши – плачем». Детских садов и яслей уже практически не осталось – приватизированы и переданы под различные коммерческие и иные структуры. Сейчас, правда, предпринимаются попытки реанимировать систему детских дошкольных учреждений. Но едва ли можно надеяться она может быть восстановлена в масштабах, хотя бы отдаленно напоминающих прежний размах.
Школ новых строится мало. Про детские лагеря (они еще назывались пионерскими) и санатории, бывшие доступными буквально для всех, иначе говоря, для миллионов детей, сейчас уже и речи нет. Нет еще массы других специализированных видов и форм государственной заботы о детях и юношестве. Всего не перечислишь. От социальных гарантий для детей и их родителей остались жалкие крохи. И те грозят исчезнуть. В России, вон, введены пособия на ребенка в размере до 150 тыс. рублей. Это – 6-7 тыс. долларов. В Казахстане такого нет. В Казахстане много чего нет.
Теперь ясно, что возврата к прежним порядкам не будет. Ясно, что ни равноправия и ни равных возможностей также не будет. Ясно, что мы вживаемся в роль слаборазвитой страны, и главной заботой государства в этих условиях должно быть сбрасывание со своих плеч груза социальных обязательств.
Дарига БЕКБОСУНОВА