Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
30 décembre 2008

И происходит это после того, как Казахстан

И происходит это после того, как Казахстан оказался, образно говоря, в «долговой яме»

  Газ и, тем более, нефть добываются у нас в основном транснациональными энергетическими гигантами уже давно. Но при общепризнанной развитости банковского сектора страны уровень его финансового посредничества в нефтегазовой отрасли Казахстана же и, особенно, при продолжающемся освоении крупнейших месторождений иностранными инвесторами был и остается минимальным.

     То есть, если называть вещи своими именами, не очень-то, похоже, открыта была туда дорога для наших отечественных банков. А вот предположение, что они сами могли туда не очень рваться, представляется совершенно неуместной с учетом просто-таки бешеного повышения рентабельности в этой сфере бизнеса с конца прошлого десятилетия по настоящее время с учетом роста цен в период с начала 1999 года до середины нынешнего июля. За такой, в общем-то, непродолжительный отрезок времени они поднялись с $10 до $147 за баррель. То есть - в 14,7 раза.

     Можно себе представить, сколь обильная, образно говоря, манна небесная посыпалась на тех, кто, так или иначе, вкладывал деньги в казахстанский нефтегазовый сектор с целью извлечения прибыли, да еще с ее щадящим финансово-налоговым режимом для крупнейших иностранных энергетических инвесторов.

     Но этот, так сказать, праздник жизни до сих пор по большей части обходил стороной отечественный банковский сектор. За последние годы в стране вращалось большое количество привнесенных, в основном, отечественными банками денег и просто-таки колоссальные денежные суммы осваивались в нашем же нефтегазовом секторе. Но эти два процесса как бы происходили в совершенно не сообщающихся друг с другом сосудах, хотя и то, и другое относились к Казахстану.

     Теперь первый процесс столкнулся с трудностями и изрядно затормозился. Из-за кризиса ликвидности в мировой финансовой системе поток новых кредитов из-за рубежа значительно уменьшился.

     Не понятно, откуда могут взяться столь огромные средства за такой короткий срок в стране, где приток экспортной выручки на 72% обеспечивается нефтегазовым сектором, если вся 15-летняя деятельность осваивающего крупнейшее из действующих месторождений совместного предприятия ТШО принесло Казахстану всего лишь порядка $20 миллиардов.

     А ведь названная сумма вовсе не состоит из чистой прибыли, а еще включает в себя расходы на покупку товаров и услуг местных поставщиков, платежи за использование железной дороги, зарплату работников и т.д., и т.п. То есть объективно выплачивать за год $10-12 млрд. Казахстану будет очень сложно. Если не сказать большего. Такой финал продолжавшейся несколько лет кампании по привлечению извне на внутренний рынок все возрастающих объемов заемных денег выглядел бы как преднамеренное заведение нашей страны крупными игроками международного финансового рынка, да простится нам такое выражение, в «косяк», если бы…

     Если бы Казахстан не предупреждали о том, к чему страна таким путем может придти. Но его предостерегали задолго до того, как грянул кризис ликвидности. Международные финансовые институты не могли не видеть, к чему шла ситуация в Казахстане. 

     Еще в октябре 2006 года  МВФ дал звонок тревоги. Он поставил вопрос о том, что «Казахстан, где с 2000 года отмечаются среднегодовой рост на уровне 10% и  стремительное увеличение денежных заимствований, рискует столкнуться лицом к лицу с возможным крутым поворотом на финансовых рынках, который де-факто сократит возможности по финансированию, предлагаемые крупными международными банками». Об этом в «Agrefi» (Frederic Therin «La crise actuelle du subprime vide les caisses des banques kazakhes», agefi.com, 20 septembre

2007 г

.) писали в прошлом году. 

     Одним из следствий сложившейся уже впоследствии ситуации воленс-ноленс представляется переход частями то одного, то другого казахстанского банка в собственность крупных иностранных банков. Главный же интерес последних в данном случае заключается, по-видимому, в получении непосредственного доступа к финансовому посредничеству в освоении углеводородных и прочих природных богатств Казахстана. 

Ерберген САЛЫКОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité